интервью

Блиц с психологом Еленой Абрамовой: о детской социализации, родительском спокойствии и современной жизни

Мария Короткая 07/26/2019 - 17:14

Мы знакомили вас с психологом, арт-терапевтом Еленой Абрамовой. Вы уже знаете, какие направления она ведет в нашей студии. На это раз – краткий психологический гайд по актуальным вопросам воспитания детей в семье и обществе.

– Как живется современным мамам?

– Сейчас выросло целое поколение мам с неврозом. Они пытаются вырастить ребенка здоровым, счастливым и ни в коем случае не ранить его. Это мамы «переходного периода», им тяжело: «Мы не повторяем сценарии, по которым нас воспитывали наши родители, все время анализируем собственное поведение и не знаем, как именно нужно поступить».

Пытаясь вырастить ребенка идеально здоровым и счастливым, иначе говоря, «чтобы что-нибудь не случилось», мамы ходят к детским психологам, обдумывают каждое свое слово, чуть что паникуют, винят себя за неправильную интонацию… Но плохая новость в том, что «что-нибудь» обязательно случится. Думать, что все зависит от мамы и папы – великая ошибка.

– А от чего зависит?

– От ребенка. От его судьбы. От мира. Да, от родителей в том числе. Всё, что от нас нужно – верить в ребенка и в себя. Доверять тому, как всё складывается.

    Нынешние дети не научены общаться между собой: им досталось время, когда они постоянно находятся под руководством взрослого.

– Ваш главный совет сегодняшним родителям?

– Я всегда своим начитанным, тревожным, анализирующим мамам говорю: «Вы хорошая мама». Эта фраза в половине случаев вызывает слезы. Мама, отдыхай, ты хороша такой, какая ты есть. Ребенок гибкий. Ребенок приходит в этот мир – а ведь этот мир очень разный, поэтому ребенок подстроится под тебя.

– Действительно ли у детей сейчас больше проблем с социализацией, чем у предыдущих поколений?

– Нынешние дети не научены общаться между собой: им досталось время, когда они постоянно находятся под руководством взрослого. Их за руку ведут на секцию, в садик, в школу – везде над ними есть взрослый, который устанавливает правила. У нас была другая ситуация: мы росли во дворах, у нас был навык быть в саморегулирующемся коллективе детей.

– Обстановка в школе сейчас агрессивнее, чем раньше, почему?

– Дети приходят в первый класс с большими амбициями. Они уже начали изучать английский, они умеют писать и читать, но не умеют общаться со сверстниками. Когда тридцать домашних, эрудированных, любимых деток объединяется в коллектив, они начинают биться за первенство.

– Это предпосылка для травли в классе?

– Да. Если в первом классе педагог не решает этот вопрос, начинаются трудности взаимодействия между учениками. Дети, которые не умеют взаимодействовать с первого класса, вырастают в подростков, склонных к травле.

– Что делать родителям?

– Буллинг – это болезнь всего коллектива, а не одного ребенка. Если жертву буллинга «эвакуируют» из класса, тут же появится новая жертва. Когда случилась травля, нужно срочно собирать всех родителей, говорить с педагогом, искать специалиста, организовывать мероприятия, в которых дети будут учиться безопасному поведению.

– Действительно ли престижные школы в этом плане более опасны, чем обычные?

– Престижные школы всегда будут склонны к травле, потому что они заточены на конкуренцию. Если ребенок умный, но тонкокожий, ему стоит выбрать другое место учебы. Для многих детей конкурсный формат психологически очень опасен, разрушителен. Я всегда стараюсь отговорить родителей от престижных школ, если вижу, что конкуренция будет ранить их ребенка.

Ко мне ходит мальчик, которого тяжело обижают в одной из лучших гимназий города. У ребенка уже нет сил бороться, но он знает, что его семье стоило огромных трудов определить его в эту школу. И он, понимая, как это важно для мамы, принял решение оставаться в этой школе дальше. Через боль. Ради спокойствия родителей. Такие истории заканчиваются плохо.

    Делать из своего ребенка лидера, не оглядываясь на его личные качества, – эгоистичная реализация родительских амбиций.

– Правильно ли учить ребенка быть лидером, экстравертом и победителем – всё то, на что направлены многочисленные «Школы лидерства»?

– Лидер – это руководитель команды. Команда всегда нужна ради чего-то. Если пятнадцать звезд в тренинге объединятся в команду и скажут: «Мы все звезды!», они сделают два упражнения за час вместо восьми. Каждый диктует свои условия, каждый предлагает свой вариант решения задачи, они спорят и ни до чего не могут договориться. В это же время соседняя команда, в которой роли распределены адекватно, успеет сделать все восемь упражнений.

Есть разные роли. Лидер, второй номер, душа команды, технический гений. Все нужны в равной степени! И для каждого человека главное – понять самого себя: почувствовать свою органику, свою естественную роль. Лидер – это человек, который распределяет эти роли. Это тяжелый труд. Делать из своего ребенка лидера, не оглядываясь на его личные качества, – эгоистичная реализация родительских амбиций.

– Нужно ли водить детей в кружки или лучше дать им свободу и личное время?

– У нынешних детей мало времени, чтобы почувствовать самого себя: «Какой я?». Нам в детстве было просторно: мы имели возможность посидеть во дворе и подумать. «Вот сижу я такой. Что мне нравится? Что не нравится? Почему?». У нас было время для самоанализа. Сейчас во многих семьях график составлен так плотно, что у ребенка есть время только для того, чтобы почистить зубы и поспать.

    Пережив увлечение ранним развитием, мы возвращаемся к тому, что надо давать ребенку время и воздух быть собой.

– Почему так? Как найти гармонию?

– Мир меняется с огромной скоростью, и мы понятия не имеем, какие навыки будут нужны нашим детям через двадцать лет. Поэтому мы пытаемся захватить всё: мы отдаем ребенка на китайский – это язык будущего, на английский – без него никак, на спорт – это полезно. Мы так живем: детство как обещание счастливого будущего. Детство не ради детства.

Но сейчас педагогика делает небольшой разворот. Пережив увлечение ранним развитием, мы возвращаемся к тому, что надо давать ребенку время и воздух быть собой. Давать ребенку время на анализ того, что с ним происходит.

Не зная, что будет через двадцать лет, я точно хочу, чтобы мой ребенок был более-менее здоровый, с нормальным зрением и нормальной психикой. Чтобы он был самостоятельным и активным. И уже исходя из этого я ювелирно подбираю нагрузку для своего ребенка.

– Какое количество кружков оптимально для ребенка?

– Ничем не заниматься – плохо, потому что ребенок не получает ценного опыта. Обучать ребенка всем навыкам сразу – тоже плохо, потому что чревато осложнениями. Если ребенок тянет, если у него обычная школа и нормальное здоровье, оставьте два кружка. Один, который нужен для вашего спокойствия за его будущее, а второй дайте ему выбрать самостоятельно. В любом случае важно ориентироваться на ребенка и его силы.

– А если он не может определиться или никуда не хочет?

– Это нормально. Как он сможет понять, что ему подходит, если не будет перебирать? Если ребенок берет год тишины и никуда не ходит – тоже нормально. Дайте ему отрефлексировать, захотеть, отдохнуть. Все очень зависит от уровня сил: самые трудные сезоны – это зима и конец учебного года.

Если родители заставляют ребенка ходить в кружки против его воли, в 16 лет ребенок «вдруг» начнет бунтовать и бросит все кружки вообще. «Да почему ты ничего не хочешь?» Потому что все было впереди него. Он еще не захотел, а ему уже принесли. У ребенка должен быть легкий «голод», чтобы он мечтал, как через полгода он пойдет туда-то: «Я сам хочу!».

Интересно?
Расскажите об этом друзьям
Читайте также
Sand Art
Рисование песком  на световом столе – это красиво. В нем...
501
Подробнее
Креативность
На прошлой неделе, помимо лего-мультиков и лего-комиксов, много...
99
Подробнее
Развитие
Август…время арбузов, купания и беззаботного летнего отдыха. Но...
399
Подробнее

Ул Лесопарковая 7а (вход с торца)

График: 09:00-20:00

Вы можете купить этот курс в подарок

Расскажем о программах и ответим на Ваши вопросы о студии